Раздел 9. Гормональная регуляция обмена веществ и функций организма

Задача № 1.
При некоторых видах опухоли гипофиза увеличивается синтез соматотропного гормона. Назовите признаки которыми будет проявляться у взрослых данная патология.

Задача № 2.
В эксперименте запланировано воздействие на метаболизм животного через активацию аденилатциклазной системы. Опишите воздействие на аденилатциклазную систему различных гормонов. Назовите изменяющиеся при этом воздействии показатели крови.

Задача № 3.
Холерный токсин действует в клетках кишечника на G-белок и стимулирует его АДФ-рибозилирование, т.е. присоединение АДФ-рибозы к αS-субъединице. αS-Субъединица становится постоянно активной, т.к. не может гидролизовать присоединенный к ней ГТФ, иными словами она "зависает" в активном состоянии. Поясните, как холерный токсин влияет на активность аденилатциклазы. Как изменяется концентрация цАМФ в клетке?

Задача № 4.
В механизме действия гормонов, связанных с активацией G-белка, ключевую роль играет α-субъединица, которая является ферментом ГТФ-азой, расщепляющей ГТФ. Объясните, для чего происходит замена ГДФ на ГТФ в α-субъединице. Назовите механизм выключения действия гормона на клетку.

Задача № 5.
По исследованиям Ганса Селье, многократно подтвержденными другими учеными, в ответ на любое повреждающее воздействие стандартно развивается один и тот же комплекс изменений в организме. Селье назвал эту реакцию общим адаптационным синдромом или реакцией напряжения (стресс-реакцией). Назовите гормоны и их функции, отвечающие за развитие адаптивной реакции.

Задача № 6.
В середине 20-го века заговорили об акселерации, т.е. ускоренном развитии детей, что сопровождалось большим ростом и массой взрослого человека по сравнению с 19-м и более ранними веками. Сообразите, что изменилось в образе жизни человека в этот период. Назовите гормоны, отвечающие за рост и массу тела человека. Укажите способы стимуляции синтеза этих гормонов.

Задача № 7.
При некоторых заболеваниях больным вводится соматотропный гормон. Опишите состояние углеводного и липидного обменов в ответ на введение гормона.

Задача № 8.
Больной жалуется на неутолимую жажду, употребление большого объема жидкости, значительное количество мочи (6-8 литров в сутки). При обследовании найдено глюкозы в крови 5,2 ммоль/л, кетоновых тел нет. Моча бесцветная, плотность 1,002, глюкозы нет. Назовите возможные причины полиурии.

Задача № 9.
Пациенту с подозрением на несахарный диабет ввели вазопрессин. Укажите, в каком случае изменится диурез. Каков механизм действия вазопрессина?

Задача № 10.
При интенсивном потоотделении во время физических нагрузок преимущественно теряется чистая вода. Это повышает осмоляльность крови, т.е. совокупную концентрацию солей, белков и глюкозы. Укажите события в организме при реакции на это изменение. Назовите возможные механизмы компенсации потери воды.

Задача № 11.
Название этому гормону дали от греческого "быстрое рождение" в начале 20 века, когда было доказано, что он способствует сокращениям матки. Позднее было описано выделение молока под влиянием этого гормона. А сейчас этому гормону приписывается общее воздействие на все социальные эмоции, роль в подавлении тех отделов мозга, которые отвечают за контроль над поведением, чувством страха и беспокойства. Назовите гормон.

Задача № 12.
Врач обнаружил у больной резкое снижение веса тела, повышенную раздражительность, повышение температуры по вечерам (субфебрилитет), гипергликемию, избыток мочевины в крови. Назовите предложительный диагноз. Объясните механизм развития симптомов.

Задача № 13.
У больного в крови концентрация общего белка 57 г/л, мочевины – 11,5 ммоль/л, креатинина – 255 мкмоль/л. С мочой за сутки выделяется 780 ммоль мочевины. Несмотря на высокий аппетит, масса тела снижается, отмечается уменьшенение доли жира. Температура тела к вечеру повышается. Дайте заключение о состоянии белкового обмена. Объясните механизм развития симптомов.

Задача № 14.
У женщины температура тела понижена, несмотря на различные диеты, происходит увеличение подкожного жирового слоя. Больная жалуется на постоянную усталость, апатию и нежелание что-либо делать. Объясните почему могут быть такие симптомы?

Задача № 15.
В эксперименте по изучению белкового обмена лабораторным мышам вводились соматотропный и тиреотропный гормоны. Укажите общие черты и отличия метаболических эффектов этих гормонов?

Задача № 16.
При обследовании мальчика 5 лет врач отметил отставание умственного и психического развития, замедление роста. Ребенок мало активен, не эмоционален. В крови снижено содержание глюкозы, холестерола. Концентрация ТТГ резко повышена. Об изменении функции какой железы нужно думать? Объясните механизм развития симптомов.

Задача № 17.
У больной по поводу опухоли гортани была проведена операция с удалением мягких тканей шеи. В течение несколько месяцев у нее развилось ожирение, появилась склонность к депрессии, начали выпадать волосы, ухудшилось состояние кожи. Объясните, как называется и почему развилась эта патология.

Задача № 18.
На приеме у врача у женщины обнаружена брадикардия, понижение температуры тела, плотная сухая кожа. Женщина жалуется на слабость, зябкость, сонливость, запоры, проблемы с излишним весом и трудности его коррекции. Каковы могут быть причины? Объясните наблюдаемые симптомы.

Задача № 19.
Женщина с гипотиреозом на фоне лечения L-тироксином по совету случайного знакомого начала принимать селен-содержащую добавку. Через некоторое время у нее усилилось сердцебиение, повысилось артериальное давление. Объясните причину изменения самочувствия.

Задача № 20.
Один студент третьи сутки голодает, чтобы похудеть, другой после 20 мин пробежки поужинал и отдыхает. Укажите различия в содержании в крови гормонов. Поясните какие показатели крови и почему изменяются.

-->