Раздел 7. Строение и обмен углеводов

Задача № 21.
Блюда из картофеля, приготовленные без соли, кажутся очень невкусными. Объясните, имеет ли добавление соли физиологический смысл или только вкусовой?

Задача № 22.
При проведении эксперимента животному внутривенно ввели исследуемый препарат в растворе сахарозы. Будет ли использована сахароза клетками организма? Появится ли сахароза в моче?

Задача № 23.
В 2004 году исследователи подсчитали, что люди с этой мутацией рожают на 19% больше плодовитого потомства. Это самая высокая степень влияния на отбор среди человеческих генов. Сто поколений (около 2000 лет) – и эта популяция захватывает целый континент. Но только в случае постоянного наличия свежего молока и молочных продуктов. Догадайтесь, какая мутация имеется в виду.

Задача № 24.
Около 7,5 тысяч лет назад на территории нынешней Венгрии возникла и стремительно распространилась по остальной Европе доминантная мутация, которая позволила скотоводам производить молочные продукты в максимально возможном количестве, позволявший пережить неурожайные годы. Благодаря такой адаптации выживаемость в северном климате увеличилась, и скотоводы вытеснили охотников и собирателей. Предположите, в чем заключается мутация? Почему она дала больше шансов на выживание в северных регионах?

Задача № 25.
Известны факты, что некоторые дети с непереносимостью лактозы, которые испытывают кишечный дискомфорт после употребления молочных продуктов, иногда безо всяких осложнений употребляют мороженое и сгущённое сладкое молоко. Предположите причину данного феномена.

Задача № 26.
Представление о том, что типичное для европейцев есть по умолчанию норма и для любых других народов, сыграло злую шутку с программой помощи беднейшим семьям, предложенной президентом Чили Сальватором Альенде в 1970 году. Эта программа включала лозунг «Каждому ребенку – стакан молока в день». Однако местные жители, в основном индейцы, непри-язненно отнеслись ко всей программе, т.к. дети массово заболели «кишечными инфекциями» от получаемой помощи. Установите причину заболеваемости индейских детей.

Задача № 27.
В середине 20-го века в СССР дети коренных народов Севера, привозимые в интернат, несмотря на здоровое питание часто страдали от проблем с кишечником. Им обычно проводили бесконечное и неэффективное лечение антибиотиками от кишечных инфекций. Предложите, в чем причина частого заболевания детей?

Задача № 28.
В эксперименте животному произведена перевязка протока поджелудочной железы. Поясните, будут ли изменения в переваривании крахмала в желудочно-кишечном тракте? Поясните, будут ли изменения в переваривании дисахаридов?

Задача № 29.
Уабаин – гликозид наперстянки, ингибитор K+,Na+-АТФазы. При его использовании нарушается всасывание глюкозы в кишечнике экспериментальных животных. Покажите, каким образом связано нарушение обмена глюкозы и блокада K+,Na+-АТФазы?

Задача № 30.
Молодой мужчина на спор съел 0,5 кг сахара. Появится ли сахароза в моче?

Задача № 31.
Гликолизирующая система образует 6 мкмолей молочной кислоты на 1 г ткани в 1 час. Примем, что в качестве субстрата система окисляет только глюкозу. Рассчитайте энергетический эффект системы (число микромолей АТФ).

Задача № 32.
В клеточной системе активирована мобилизация гликогена. Скорость образования лактата – 0,05 мкмолей на 1 г ткани в 1 час. Рассчитайте суммарный энергетический эффект гликогенолиза и гликолиза до молочной кислоты (число микромолей АТФ).

Задача № 33.
В гомогенат печени, использующий в качестве субстрата окисления глюкозу, внесли ингибитор цитохромоксидазы. Поясните изменение синтеза АТФ, выделения углекислоты, концентрации молочной кислоты, интенсивности пентозофосфатного пути.

Задача № 34.
В ткани органа, потребляющего в качестве субстрата окисления только глюкозу, снизилось потребление кислорода, одновременно повысились уровень НАДФН и концентрация молочной кислоты. Назовите затронутые процессы. Объясните причины переключения метаболизма глюкозы.

Задача № 35.
Предположим, что интенсивность обеспечения ткани кислородом такова, что 5/6 всей глюкозы окисляется аэробно. Установлено, что здесь окислилось 60 мкмоль глюкозы. Затраты глюкозы на пентозофосфатный путь в расчет не принимать. Рассчитайте энергетический эффект окисления глюкозы (в мкмолях АТФ).

Задача № 36.
При аэробном окислении глюкозы исследуемой тканью образовалось 54 мкмоля СО2 за 1 час. Рассчитайте количество окисленной глюкозы.

Задача № 37.
Всеядное животное содержится на рационе, лишенном углеводов. Количество белков и жиров в рационе достаточно. Концентрация глюкозы в крови нормальна, уровень гликогена в печени несущественно снижен. Назовите процессы и ферментные системы, поддерживющие уровень глюкозы в крови. Укажите повышение концентрации каких метаболитов в крови и тканях можно ожидать.

Задача № 38.
Выполняя рекомендацию врача, пациент двое суток не получал углеводов, однако, значительного снижения уровня глюкозы крови не было. Объясните механизмы, стабилизирующие уровень сахара крови.

Задача № 39.
Известно, что деятельность нервной системы и головного мозга крайне зависима от потребления глюкозы. При инсулинзависимом сахарном диабете концентрация инсулина в крови снижается, что ухудшает проникновение глюкозы в клетки. Однако, у таких больных никаких нарушений со стороны нервной системы не наблюдается. Объясните, почему нервная система не страдает от низкой концентрации инсулина крови?

Задача № 40.
К концу тренировки в тренажерном зале студент внезапно почувствовал головокружение, слабость, появился обильный пот. Дайте заключение о причинах снижения самочувствия.  Назначьте способы восстановления состояния спортсмена.

-->